Образовательный проект
ПОДДЕРЖАТЬ БЕРЕЖНО​
2.1
Распознать проблему, соблюсти границы, подстроиться экологично
2.1
2.2
2.3
РАЗЛИЧАТЬ СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ
Для эффективной поддержки важно учитывать специфику состояния человека в конкретный момент времени. Как правило, мы проживаем 4 фазы постстрессовой реакции*:
1) Шок или отрицание: самоанастезия — «этого не может быть», «ничего не произошло»;​
2) Гнев - агрессия или вина: гнев за случившееся, обращенный к другим (агрессия) или к себе самому (вина). «Я знаю, что так случилось, но не принимаю этого»;​
3) Депрессия: упадок сил, снижение активности, апатия. «Боль продолжается и продолжается, и у нее нет конца»;​
4) Исцеление: повторные переживания травмы (в различных формах) без возбуждения. «Я становлюсь в чем-то больше, чем раньше».
Для естественного перехода на следующую фазу предыдущая должна дойти до логического завершения.
(*) Источник: Е. Лопухина
ИНСТРУМЕНТ: ДЕЙСТВИЯ ПО ФАЗАМ СТРЕССА
Границы поддержки
1
В фазе «Шок или отрицание»: ​
Во время шока человек может неумышленно нанести себе вред. Поэтому важно не оставлять его одного, убедиться, что он в безопасности. Не рекомендуется в этот период объяснять человеку сложную информацию, говорить сложными предложениями. Поддержка — в разрешении «рыданий», «разморозка». ​
Критерий завершения фазы — признание случившегося как реального факта жизни
2
В фазе «Гнев - агрессия или вина»:​
Объяснить «нормальность» реакции гнева. Нужно поддержать человека, дать понять, что вы рядом, и помочь ему перенаправить этот гнев с самого себя (чувство вины), с общества — на то, что можно изменить. ​
Критерий завершения фазы — резкое снижение активности
3
В фазе «Депрессия»:​
Самая важная помощь в депрессии — эмоционально быть рядом, при этом не контролируя, но давая понять, что к вам можно обратиться за помощью. Важно сохранять уважение к человеку и его границам, несмотря на тяжелое состояние. Не стоит говорить «не грусти», «взбодрись» и пытаться «вытащить» человека из депрессии: грустить в этот период важно, чтобы происходила внутренняя работа, необходимая для перехода на следующую фазу. То, что вы можете дать на уровне знаний — это представление о конечности депрессии. ​
Критерий завершения фазы — постепенное повышение активности
4
В фазе «Исцеление»:​
Когда человек возвращается к нормальной жизни, фоново обращаясь к своей травме, вы можете помочь ему осмыслить то, что с ним произошло, посмотреть на это со стороны. И вместе направить усилия на восстановление прерванной жизненной линии. ​
Критерий завершения фазы — исчезновение всех симптомов предыдущих фаз
ИНСТРУМЕНТ: ДЕЙСТВИЯ ПО ФАЗАМ СТРЕССА​
(*) Источник: Е. Лопухина​
ПОДДЕРЖИВАТЬ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН ЭКОЛОГИЧНО​
Если речь идет не об остром стрессе, а о более спокойной реакции, эмоциональном диалоге, — стоит учесть гендерные особенности в поддержке. У мужчин и женщин в среднем отличается способ проживания эмоций — то есть, даже если эмоции будут одинаковыми, то выражать их женщины и мужчины могут по-разному*. Для лучшей поддержки полезно брать это в расчет.
​При этом в обоих случаях поддержка проходит через ключевые стадии, начинается с эмоционального компонента и выходит в рациональный:​
1. Признание чувств человека​
2. Уточняющие вопросы​
3. Присоединение к переживаниям​
4. Сотрудничество: конструктивное решение
Детальнее о рекомендуемых особенностях алгоритма для мужчин и женщин читайте в инструменте

(*) Источник: Бреслав Г. М., Ильин Е. П., Вайсберг Я.
ИНСТРУМЕНТ: ПОДДЕРЖКА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Предпочитаемые слова поддержки у женщин и мужчин (в среднем)​
1
Признание чувств человека:​
Для мужчин: Я вижу/слышу, вы недовольны обстоятельствами​
Для женщин: Я вижу/слышу, вы расстроены
2
Уточняющие вопросы:​
Универсально: Где вы были, к кому обращались? Что вы делали? ​
И т.п. по обстоятельствам. Уточняющие вопросы нацелены на раскрытие эмоций
3
Присоединение к переживаниям:​
Для мужчин: Поверьте, мне не безразлично, что с вами происходит​
Для женщин: Я так же, как и вы, расстроен, что это произошло
4
Сотрудничество: ​
Универсально: Мы с вами обязательно придумаем решение
ИНСТРУМЕНТ: ПОДДЕРЖКА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
ПОМОЧЬ В МОМЕНТЕ
2.2
Бережно снять острое состояние близкого человека​
ПОДДЕРЖАТЬ В ОСТРОМ СТРЕССЕ​
Об остром стрессовом состоянии могут свидетельствовать следующие проявления: ​
  • Когнитивные реакции: ощущения «как в кино», «время остановилось», «будто робот», бессонница и возбудимость. ​
  • Физические симптомы: тошнота, рвота, сухость во рту, потоотделение, сердцебиение, затрудненное дыхание, призывы к мочеиспусканию, головокружение, дрожь.
  • Эмоциональные взрывы: гнев, плач, смех, предчувствия, беспокойство, ощущение хаоса​.
  • Изменения поведения: гиперактивность, раздражительность, суетливость, паника, агрессия, апатия, потеря памяти.
У некоторых людей сильные эмоции могут появиться немедленно, у других — через часы или даже дни. В частности, реакция откладывается, если человек отвечает за других людей, работает в режиме многозадачности, и цена ошибки велика.
ИНСТРУМЕНТ: ПРИ ОСТРОМ СТРЕССЕ​
5 НЕ поддержки в остром стрессе​
1
Дайте человеку почувствовать, что он не один в сложной ситуации. Не оставляйте его одного физически. Дайте ощущение большей безопасности
2
Оградите от посторонних зрителей. Если это невозможно — как минимум, разверните его лицом от них. Особенно актуально при агрессивной реакции или сильной, демонстративной эмоциональной вспышке
3
Употребляйте четкие короткие фразы с утвердительной интонацией без частицы «не». Говорите спокойным уверенным голосом
ИНСТРУМЕНТ: ПРИ ОСТРОМ СТРЕССЕ
4
При нервной дрожи ее нужно усилить, а не успокаивать и не согревать человека. Дрожь «сжигает» избытки гормонов стресса, которым опасно оставаться в организме. Обеспечьте максимальное напряжение дрожащей части тела с последующим расслаблением
5
Постарайтесь свести острую реакцию к плачу: это позволит естественно отреагировать негативные эмоции. Для этого дайте человеку выговориться. При переходе к реакции плача — при возможности установите физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку на плечо или спину)
Не объясняйте человеку, почему он пострадал. В ответ на вопрос «Почему это произошло со мной?» следует ответить, что не знаете, но вам очень жаль.
Не давайте заверений: «Все будет хорошо», «Все будет в порядке!». В конечном счете это вызывает недоверие к вам. ​
5 НЕ поддержки в остром стрессе​
Не заставляйте человека делиться своей историей: она может повторно травмировать. Поделится сам, когда будет готов к этому.
Не обесценивайте переживаний: даже если ситуация не критична на ваш взгляд, не говорите «Успокойся, всё нормально». Это обесценивание чувств человека. Примите как факт сами чувства, а не причины, которые могут показаться вам спорными.​
Основной принцип оказания поддержки такой же, как в медицине: «Не навреди».
ПОДДЕРЖАТЬ В ПЕРЕЖИВАНИЯХ
Ключевая идея эмоциональной поддержки — оставаться вместе с человеком в момент, когда у него не хватает сил даже на то, чтобы позаботиться о себе — не говоря уже о том, чтобы составить приятную компанию.
Люди, как правило, осознают, что они производят не самое блестящее впечатление, при этом именно ощущение того, что вы готовы быть рядом в такие моменты, и обладает целительной силой, наряду с осязаемой помощью.
Дать понять человеку, что вы рядом, можно следующими методами: ​
  • Речевыми, при этом интонации могут быть даже важнее слов поддержки: именно они задают настроение​.
  • Физическими: положить руку на плечо, обнять и даже просто находиться в том же пространстве (не уходить в другую комнату).
ИНСТРУМЕНТ: ​
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ​
Способы поддержки
​Помните, чтобы быть источником поддержки для другого, надо самому иметь на это ресурс — отслеживайте свое состояние и восстанавливайтесь.
1
Подготовьтесь эмоционально:​ Сконцентрируйтесь на целях вашего общения, чтобы аккумулировать силы на время диалога. Эмоционально собраться может помочь простая дыхательная практика — например, квадрат дыхания
2
Организуйте пространство: Создайте комфортное пространство для человека на время беседы. Комфорт субъективен, но лучше выбрать тихое помещение без раздражающих звуков и отвлекающих факторов, без яркого света в лицо. Хорошо действует согревание: тёплый напиток, плед
3
Наладьте контакт:​
  • Физически: хорошо во время диалога сесть лицом к лицу, смотреть в глаза на одном уровне с собеседником. Если это уместно, возьмите его за руку ​
  • С помощью речи: признавайте чувства и присоединяйтесь: «Понимаю тебя». «Я с тобой, что бы ни произошло». Помните о важности интонаций
4
Дайте пространство эмоциям человека:​ Важно дать человеку отреагировать эмоции (плакать, злиться), ​при этом не давать эмоционально «разгоняться». Если человек замкнут и склонен к апатии — стоит попытаться его разговорить (помня о том, что не надо настаивать)
ИНСТРУМЕНТ: ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ
Пригласить в гости / на ужин / на прогулку
Организовать совместный активный досуг, например, выезд на природу или общение с животными ​
Cпособы поддержки​
Направить цветы / заказать доставку любимой еды
Вовлечь в созидательную деятельность — попросить помочь вам или кому-то ещё вместе с вами​
Периодически поддерживать связь дистанционно, при этом задавая конкретные вопросы, например, «Удалось ли сегодня выспаться?"​
Способы поддержки, о которых вы, возможно, не думали:
Организовать компанию, если человек это любит: если не лично, то опосредованно. Например, привезти внуков пообщаться к деду​
БЫТЬ ОПОРОЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
2.3
Cтать источником спокойствия и поддержки для близких день за днём
ПОМНИТЬ О САМЫХ БЛИЗКИХ​
Во время острых ситуаций зачастую у лидера возникает потребность в действии, и при этом есть риск уйти в комплекс спасателя и переживать о том, на что не можешь повлиять.
Для достижения гармонии в системе взаимоотношений лидеру важно взвешивать приоритеты по кругам близости, и при распределении своего внимания помнить о тех, кто зависит от него в наибольшей степени. И дело не только в степени зависимости: гармония во внутренних кругах близости даёт силы для действий на внешних кругах.
Простая формула проверки действия по кругам близости звучит так: «Желая помочь профессиональному сообществу, не наношу ли я вред своей семье?» Также важно то, что в центре кругов близости находится «я». Ещё одно напоминание о том, что поделиться мы можем только тем, что имеем сами, и важно в первую очередь заботиться о своём балансе сил.
ИНСТРУМЕНТ: ​
ПЛАН ЗАБОТЫ О СЕБЕ​
Активация парасимпатики
1
Для гармонизации состояния при фоновом стрессе важно активировать парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за замедление, отдых и восстановление. Чтобы помочь близкому в этом, составьте с ним план заботы о себе, основанный на активации парасимпатики
2
Опишите в плане заботы о себе то, что расслабляет и восстанавливает человека лучше всего. Рекомендуем следующие разделы:​
  • Ритм: сон, питание, приятные ритуалы​
  • Любимые занятия​
  • Люди, с которыми я люблю общаться​
  • Любимые продукты питания​
  • Творчество (активация состояния творца)​
  • Движение: танцы, прогулки, другие ритмические нагрузки
3
Поддерживайте близкого в выполнении плана — настолько, насколько это будет уместно
4
Через неделю помогите подвести итоги, актуализируйте план. Неделя — достаточный период, чтобы почувствовать эффект инструмента​
ИНСТРУМЕНТ: ПЛАН ЗАБОТЫ О СЕБЕ​
(*) Источник: на основании материалов В.Шиманской​
ПОДДЕРЖИВАТЬ КОМАНДУ​
Эмоциональное состояние людей влияет на рабочий процесс: меняется стиль принятия решений, скорость и качество работы, эффективность командного взаимодействия.
Изменение эмоционального состояния большинства сотрудников одновременно — спутник всех глобальных перемен. Такие перемены подобны экспедиции: вы покидаете привычную реальность, сталкиваетесь с трудностями и вместе их преодолеваете.
В такой ситуации команда нуждается в особой поддержке от лидера:​
  • Признайте новую реальность: отрицание перемен может привести к потере контроля над ситуацией. ​
  • Обозначьте ближайшие цели, чтобы сотрудники могли с ними соотнестись.​
  • Поддерживайте стабильность, где это возможно: проводите регулярные сверки, следуйте устоявшимся традициям: это дает ощущение предсказуемости.​
  • Привлекайте людей к решению проблем: помимо практической пользы для вас, это дает сотрудникам ощущение большего контроля над ситуацией.
ИНСТРУМЕНТ: РАМКА РЕШЕНИЯ
Рамка проблемы vs рамка решения​
1
Когда ваши сотрудники сталкиваются со сложной ситуацией, можно сфокусироваться на самой проблеме или на поиске решения
2
Если лидер в обсуждении выбирает «рамку проблемы» — это, как правило, заводит разговор в тупик и снижает инициативность людей
3
Выбор «рамки решения» — способствует поиску выхода из ситуации, активирует ответственность сотрудника за результат
4
Чтобы использовать ту или иную рамку, руководитель прибегает к соответствующим вопросам, примеры которых перечислены на схеме РАМКА ПРОБЛЕМЫ VS РАМКА РЕШЕНИЯ
ИНСТРУМЕНТ: РАМКА РЕШЕНИЯ
Мастерская управления «СЕНЕЖ», 2022